Любой организм является элементом мироздания в целом. Он живет и оказывает влияние на весь мир и весь мир оказывает влияние на него. Таким образом, полная картина взаимодействия организма с миром получается бесконечно сложной и не доступной для анализа ограниченными средствами в ограниченное время. Однако, для исследования конкретного ограниченного круга вопросов эту бесконечно сложную картину можно значительно упростить, если рассматривать только ту часть окружающего мира, которая имеет значимое взаимодействие с организмом. То есть такое взаимодействие, которое может быть наблюдаемо с известной точностью. Эту часть мира будем называть окружающей средой.
Любое взаимодействие организма с миром приводится к обмену энергией, включая и духовную. Из всего многообразия энергий различного вида, которые присутствуют в окружающей среде, организм способен воспринять только определенные ее виды. Например, несмотря на неоспоримую энергетическую ценность нефти, большинство живых организмов используют механизмы питания, а не заправки. Поэтому, все энергетическое многообразие окружающей среды можно разделить на усваиваемые и неусваиваемые виды энергии. Ту часть окружающей среды, в которой происходит взаимодействие с использованием какого-либо усваиваемого вида энергии, будем называть нишей. Например, природная ниша, рыночная ниша…. Неусваиваемая энергия воздействует на организм непосредственно, минуя энергетическую станцию (см. ниже). Например, кирпич падает на голову, столкновение автомобиля …
Попробуем создать модель организма, которая могла бы позволить нам исследовать его поведения в природе и обществе не вдаваясь в ненужные подробности типа цвета глаз, группы крови и т.д..
Но прежде, обобщим понятие организма. Это необходимо, так как нас интересуют не только живые существа в природе, но и сообщества животных, социальные и хозяйственные образования в обществе, такие как предприятия, политические партии, семья, государство … . Даже при не очень пристальном взгляде на все это многообразие, можно заметить, что и живые организмы и социальные образования и многое другое имеют некоторый набор общих свойств. Например, все они осуществляют энергетический обмен с окружающей средой, нуждаются в материальных ресурсах, стремятся к самосохранению и т.д.. Поэтому, я позволю себе пока почти бездоказательно, но очень многозначительно, объединить под понятием "организм" не только живые существа, но и государства, предприятия, социальные институты … . Не я первый это делаю, поэтому подробности этих рассуждений я опускаю. Итак …
Вариант подобной модели приведен на рисунке:Любой организм для своей жизнедеятельности требует энергию. Поэтому, снабдим его энергетической станцией, которая может воспринимать и преобразовывать усваиваемые виды энергии из окружающей среды. Кроме того, организм через энергетические сенсоры может воспринимать часть усваиваемой энергии из окружающей среды как носитель информации, которая затем обрабатывается в блоке "Знания".
Выработанная энергетической станцией энергия хранится в некотором виде, пригодном для использования организмом. Хранимая энергия носит потенциальный характер. Очевидный пример такой энергетической станции - желудок любого животного или расчетный счет предприятия или организации. (Деньги обладают свойствами потенциальной энергии)
Энергия организма, выработанная энергетической станцией, расходуется на работу организма, которая производится под управлением и в соответствии с имеющимися у организма знаниями. Получение, хранение и применение знаний для управления трудом также расходует энергию организма.
Организм имеет знания двух типов - филогенетические и онтогенетические. Филогенетические знания закладываются в организм с рождения и присущи определенному классу организмов в целом. Примером такого рода знаний может быть генетическая информация в белках, законодательство в государстве. Действительно, Природа с рождения закладывает птицам способность летать, рыбам - дышать кислородом, растворенным в воде и т.д. Предприятия и организации изначально создаются с соблюдением действующего законодательства и преследующими определенные цели.
Онтогенетические знания образуются в результате восприятия и преобразования энергии из окружающей среды блоком "Энергетические сенсоры" и их обработки в блоке "Знания". Эти знания индивидуальны для каждого организма и их приобретение требует значительных энергетических затрат. Величина затрат энергии зависит от состояния информации на момент познания и способа ее получения. Первичное познание непосредственно из окружающей среды требует наибольших энергетических затрат. Вторичное познание производится путем обмена информацией с кем-либо уже имеющим требуемые знания. При этом затраты энергии многократно снижаются. (Очень похоже на два вида обмена энергией в термодинамике - теплообмен и совершение работы. Однако, аналогия не полная, так как получение информации при обучении также требует совершения, пусть меньшего по объему, но работы.) Таким образом, чрезвычайно важно сохранять всякое имеющееся знание. Одни и те же знания могут быть использованы неограниченное число раз - знания при этом не расходуются. Ничего подобного ни с какими материальными ресурсами проделать нельзя!
Далее под знаниями будем иметь ввиду онтогенетические знания. Филогенетические знания будут оговариваться особо.
Выше мы отметили, что обмен энергией от организма к окружающей среде происходит через работу организма. На самом деле это не совсем верно с точки зрения термодинамики, так как существует и температурный обмен. Но эта сторона жизнедеятельности нам не интересна и мы не будем ее рассматривать.
Энергия, прикладываемая для управления работой, многократно ниже энергии, затрачиваемой на работу. Следовательно, блок "Работа организма" можно рассматривать как преобразователь и усилитель мощности сигналов управления. Примерно так же работает всем известный транзистор или радиолампа. По аналогии с ними, весьма интересна характеристика управления - зависимость производительности труда от уровня знаний. Посчитать эту характеристику количественно пока не известно как, но качественно, я позволю себе предположить, что она, как и все подобные характеристики, нелинейная и имеет экспоненциальный вид. Также, можно предположить, что коэффициент экспоненты изменяется при скачках в знаниях. Очевидно, чем выше крутизна этой характеристики, определяемая производной производительности труда по знаниям (d Пр.Тр./d Знания) тем больше способен организм натворить всяких дел …